Спрос на ИТ-услуги постоянно растет. В этом году особенно востребованы были организация и обслуживание удаленных рабочих мест: подключение к цифровому рабочему месту (VDI) сотрудников из близлежащих или географически распределенных мест, переход на электронный документооборот, автоматизация логистики, обеспечение безопасности дистанционной работы и техническая поддержка удаленных сотрудников, отмечает Юлия Кошкина, директор технического центра «Инфосистемы Джет».
Второй большой сегмент — мобильные и веб-сервисы. Ритейл, сервисы доставки, предприятия общепита экстренно занялись обеспечением отказоустойчивости и непрерывности бизнеса, так как от надежной работы ИТ-систем зависели все критически важные процессы компании. Банки, в свою очередь, активно внедряли инструменты дистанционного банковского обслуживания, так как этот формат стал единственно возможным способом сохранить клиентов. «Во многих проектах финансовые и торговые организации использовали новые для себя разработки: микросервисы и ПО для работы с ними, СУБД на базе открытого исходного кода (PostgreSQL, MySQL), — рассказывает Юлия Кошкина. — ИТ–компании как технологические партнеры помогли бизнесу создать базу для их внедрения и организовать дальнейшую поддержку и обслуживание инновационных решений».
Значительно вырос спрос на комплексное сервисное обслуживание автоматизированных рабочих мест и ИТ-инфраструктуры, отмечает Артем Спинул, первый заместитель генерального директора компании «Сервионика» (группа компаний «АйТеко»). Это обслуживание всего парка технических средств – от персональных компьютеров и ноутбуков до серверного и сетевого оборудования. Также в комплексное сервисное обслуживание включена работа с локальными и серверными ИС заказчика (диагностика, настройка, обновление, восстановление в случае сбоев, круглосуточное консультирование пользователей).
Еще одно востребованное направление — услуги по консалтингу и аудиту, которые пользовались большим спросом в части проектов по оптимизации и сокращению операционных и капитальных затрат.
В «ИКС Холдинг» говорят об интересе к продуктам по киберзащите корпоративных систем от внутренних угроз и утечек. Также, вырос спрос на сервисы на основе искусственного интеллекта, например, для телеком-рынка, банковского сектора, сити-менеджмента.
Растет сегмент заказной разработки, которая, во-первых, служит задачам импортозамещения, во-вторых — задачам экономии, в-третьих — повышения утилизации существующих систем за счет модернизации и интеграции, отмечает Максим Гарусев, директор по стратегии и инновациям компании «Техносерв». Вслед за ней растут услуги тестирования, так как чем больше становится у заказчиков ИТ-систем и их пользователей, тем выше требования к устойчивости и нагрузке этих систем. Услуги техподдержки и обслуживания достаточно стабильны, поскольку зависят от парка закупленного оборудования и имеющихся лицензий на ПО.
Высоким спросом пользуются облачные технологии и связанные с ними ИТ-услуги, например, хостинг обслуживания и администрирования ПО и хостинг инфраструктурных услуг. По мнению Игоря Никулина, заместителя генерального директора по развитию бизнеса, директора департамента продаж и менеджмента проектов «Крок», глобальная пандемия доказала необходимость использования облачных вычислений. «Без публичных облачных сервисов компании не смогли бы оперативно перевести миллионы сотрудников на удаленку, адаптировать свои бизнес-процессы под новые условия и при этом сохранить объемы бизнеса», — уверен он.